Перелетные деньги

В прошлом году Владимир Путин еще в статусе премьер-министра озвучил планы правительства на развитие аэропортов Центрального федерального округа. По его словам, федеральные инвестиции в строительство, реконструкцию и модернизацию воздушных гаваней ЦФО до 2014г. составят 50 млрд руб. "В 2014г. будет введен в строй обновленный аэропорт во Владимире. Кроме того, будет установлено современное оборудование в аэропортах Воронежа, Смоленска, Курска, Белгорода, Твери, Брянска, Костромы, Липецка, Тамбова и Орла", — сообщил тогда В.Путин.

Аэропорты-"призраки"

По сравнению с российскими потерями на авиационной ниве эта сумма кажется небольшой. За последние 20 лет в России из-за отсутствия поддержки и финансирования прекратили существование 1122 аэропорта при стоимости каждого в 1 млрд руб. Такие цифры были озвучены на недавней научно-практической конференции в МАДИ, где выступил с докладом генеральный директор Ассоциации гражданской авиации стран СНГ "Аэропорт" Виктор Горбачев.

В докладе сообщалось, что если на 1 января 1991г. в РФ было 1450 аэропортов, то через 10 лет их стало уже 328. По подсчетам аналитиков Ассоциации гражданской авиации стран СНГ, отрасли нанесен ущерб в размере более триллиона рублей, поэтому заложенных бывшим премьером денег на развитие аэропортов хватит только на поддержание их сегодняшнего состояния. По мнению экспертов, без централизованного финансирования отрасли проблему не решить и откладывать этот вопрос больше нельзя, в противном случае страна со временем лишится всех аэропортов.

Опасения Ассоциации гражданской авиации разделяет и Минтранс. По данным ведомства, общий объем инвестиций в развитие аэропортов одной только Москвы в прошлом году сократился на 10,7% по сравнению с 2010г.

Первым делом — самолеты главных транспортных узлов

Однако некоторые эксперты настроены более оптимистично. Так, руководитель агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев согласен с тем, что количество аэропортов в стране резко сократилось, однако, подчеркивает эксперт, выбыли преимущественно аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами, которые обслуживали интересы региональных центров, на окраине Дальнего Востока, где-то в Сибири, то есть в тех регионах, где сегодня угасла экономическая активность.

Читайте также  В Нижнем Новгороде проверят безопасность вертолетных площадок

"Есть известная поговорка: потерявший голову по волосам не плачет. Так что, потеряв экономику в масштабах страны, сожалеть по поводу конкретных элементов — аэродромов — бессмысленно, — считает О.Пантелеев. — Мы, конечно, можем по этому поводу горевать, но это, скорее, жонглирование цифрами, нежели какая-то реальная проблема. Пока нет экономического спроса на перевозки в этих регионах, аэродромы там будут не востребованы. А если бы они продолжили функционировать, то были бы убыточными".

По мнению О.Пантелеева, сегодня количество потенциально привлекательных для инвестиций авиаобъектов ограничен примерно тремя десятками. Это аэропорты столицы и другие крупные авиагавани, например, в Ярославле и Нижнем Новгороде. Однако, подчеркивает эксперт, крупнейшие аэропорты сейчас нуждаются в инвестиционной помощи. "Объем инвестиций, который требуется для поддержания глобальной инфраструктуры в более или менее дееспособном состоянии, исчисляется более чем в 50 млрд руб. И это только лишь на поддержание, без развития. Например, в аэропортах Шереметьево и Домодедово надо строить взлетно-посадочные полосы. Там достаточно большой дефицит средств. Вопрос очень непростой. Сейчас как раз решается вопрос о привлечении инвестиций, может быть, зарубежных и частных — непринципиально, откуда придут деньги", — рассказал О.Пантелеев.

Взлетно-посадочная экономия

Прогнозы руководителя агентства "Авиапорт" совпадают с предложениями Минтранса. Согласно выработанной стратегии до 2020г., в список самых значимых инвестиционных проектов войдут только 24 объекта, главная задача при этом — развитие в первую очередь главных транспортных узлов (хабов) на базе 12 федеральных аэропортов, где сконцентрированы основные транспортные пассажирские и грузовые потоки.

Кроме того, для привлечения инвестиций в отрасль, в развитие инфраструктуры аэропортов стратегия Минтранса допускает и создание специальной Укрупненной компании, которая объединит в единую систему федеральные и региональные узловые аэропорты. "Они считают целесообразным создать госкомпанию, которой будут переданы все аэродромы в Московском авиационном узле. И эта компания сможет привлечь недостающие средства на строительство этих полос, например", — отметил О.Пантелеев.

Читайте также  «Хелипорт Москва» подвел итоги зимы

Эксперт БКС "Экспресс" Богдан Зыков видит будущее в развитии региональной авиации и считает, что Россия по сравнению с СССР ушла далеко вперед по авиаперевозкам внутри страны. "Рынок сейчас близок к насыщению, практически каждый крупный регион обзавелся своей авиакомпанией, которая обеспечивает его нужды. Такая картина будет существовать и в дальнейшем, однако наиболее лакомые куски региональной авиации будут поглощаться более крупными игроками", — считает Б.Зыков. Однако инвестиционный прогноз на создание современных хабов в крупных городах страны эксперт оценивает не столь радужно. По его мнению, стране потребуется не меньше 300 млрд руб. инвестиций.

Далек от оптимизма и эксперт ИФК "Солид" Никита Рязанов, который считает, что развитие инфраструктуры предполагает многократное увеличение потока инвестиций как со стороны федерального и региональных бюджетов, так и со стороны авиаперевозчиков. "Первым необходимо переоснастить и привести в божеский вид аэропорты и аэродромы, закупить новое оборудование и технику, построить от 300 до 400 новых объектов, обеспечить транспортирные узлы инфраструктурой, привести в порядок законодательную базу в области регулирования ставок, сборов и тарифов, попытаться добиться приемлемых цен на топливо. Вторым необходимо задуматься над обновлением парка, причем задуматься как можно скорее. Речь идет о десятках миллиардов долларов", — заключил Н.Рязанов.

По материалам Топ-7 необходимых России инвестиций

Источник: РБК