Незаметный провод

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с вертолетом Bell 407 RA-01931 частного лица, произошедшего в районе посадочной площадки Подновье (г. Нижний Новгород) 22.03.12.

Причиной катастрофы вертолета Bell 407 RA-01931 явилось столкновение с проводом линии электропередачи, информация о которой отсутствовала в опубликованных документах аэронавигационной информации. Наиболее вероятно, что КВС, находившийся в процессе поиска посадочной площадки, не установил наличие проводов ЛЭП на малоконтрастном фоне заснеженной реки и облачности.

Как говорится в отчете, при подлете к предполагаемому месту расположения площадки на относительной высоте полета около 50-40 метров, КВС, наиболее вероятно, не обнаружил площадку. Обнаружение места фактического расположения площадки с данной высоты было затруднено из-за наличия высоких технических строений, расположенных вдоль берега. Наиболее вероятно, что в процессе продолжающегося визуального поиска площадки на высоте около 40 метров от поверхности реки, КВС не смог обеспечить максимальную осмотрительность, в результате чего произошло столкновение с проводами ЛЭП, которая не была нанесена на полетные и радионавигационные карты, и информацию о которой КВС не имел.

Из-за физических ограничений человеческого глаза, даже внимательный взгляд не гарантирует, что препятствие в виде проводов ЛЭП будут обнаружены. Из письма шеф-пилота аэроклуба «Истра» от 03.05.2012, выполнявшего полет на площадку в районе гребного канала, расположенную выше по течению реки, за ЛЭП: «При полете вдоль русла реки вверх по течению, в поле зрения попадает переход канатной дороги, расположенной выше по течению с сечением проводов существенно большей толщины. Отчетливо видимые вдалеке троса канатной дороги отвлекают внимание от малозаметных проводов ЛЭП. Мачты перехода канатной дороги воспринимаются как мачты ЛЭП. Таким образом, создается впечатление, что ЛЭП находится вдалеке и не представляет угрозы при заходе на посадку».

Читайте также  Итоги работы АОПА-Россия в 2012 – 2013 гг.

На вертолете Bell 407 установлены «стропорезы», однако это не является гарантией безопасности экипажа при столкновении с проводами ЛЭП. Столкновение с нижним проводом ЛЭП произошло в районе втулки несущего винта.

Наиболее вероятными способствующими факторами, по мнению МАК, приведшими к столкновению вертолета с проводами ЛЭП, явились:

  • решение КВС выполнить заход на незнакомую посадочную площадку без предварительного прохода при отсутствии визуального контакта с ней;
  • отсутствие практики маркировки проводов воздушной ЛЭП в зонах с интенсивным воздушным движением;
  • отсутствие действенного контроля за организацией полетов на площадке Подновье.

По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов. В частности, Росавиации рекомендовано выйти с инициативой в Министерство транспорта и Министерство энергетики по уточнению системы согласования строительства ЛЭП, установлению перечня предприятий ГА при согласовании применительно для каждого региона и правил опубликования информации о препятствиях.

Полный отчет о расследовании