Авиабаза Кубинка — проблемы демобилизации

К 2018 году подразделения ВВС будут выведены из подмосковной Кубинки. Бывший военный аэродром планируется перевести на обслуживание бизнес-авиации. Летом прошлого года министерство обороны РФ выставило на очередной аукцион по продаже "военной" недвижимости часть территории аэродрома Кубинка. Лот включал земельный участок площадью 46 гектаров, а также более двадцати объектов недвижимости — арочные укрытия для самолетов, ангары, склады, другие элементы инфраструктуры. Стартовая стоимость немного превышала 212 млн рублей.

Покупателем стало ЗАО "Аэропорт Кубинка". Эта компания контролируется ООО "Нафта-Москва", управляющей активами Сулеймана Керимова. В планах известного бизнесмена — создание в Кубинке полноценного международного аэропорта деловой авиации. На первом этапе предусмотрено строительство портового комплекса, которое оценивается в 6,5 млрд рублей. Общий объем инвестиций, по мнению экспертов, превысит 30 млрд рублей.

Кубинская ВПП с бетонным покрытием имеет длину 2500 м, и может принимать самолеты всех типов. Полоса прошла капитальный ремонт в 2003 году, и с учетом того, что интенсивность полетов была невысока, способна прослужить еще много лет. Однако потребуется оснащение аэродрома светосигнальным оборудованием и радиотехническими средствами обеспечения посадки.

Не будет проблем у нового аэродрома с персоналом. В гарнизоне Кубинки живет много отставников, ранее служивших на аэродроме. Кроме того, при планируемом перебазировании Центра показа авиационной техники в Липецк часть офицеров и прапорщиков наверняка останется в родных местах. Согласно бизнес-плану создания центра деловой авиации, который правительство Подмосковья одобрило в апреле, численность персонала составит 920 человек, из которых 80% составят бывшие военнослужащие и члены их семей. Планируемый уровень зарплаты (62 тыс. рублей) заставит понервничать кадровиков находящегося в Кубинке авиаремонтного завода министерства обороны (АРЗ-121).

Всё в планах ЗАО "Аэропорт Кубинка" выглядит привлекательно. Кроме одного — кто будет базироваться в новом центре деловой авиации? Министр транспорта Московской области Петр Кацыв считает, что проект позволит "не менее чем на 25% увеличить пропускную способность бизнес-перевозок Московского авиационного узла". Но так ли это?

Читайте также  Участники ПМЭФ тратятся на аренду частных самолетов

В настоящее время основная масса "серьезных" московских бизнес-джетов базируется во Внуково-3. Местный уровень сборов операторы деловой авиации деликатно характеризуют как "очень высокий". Дорого всё: стоянки, техническое обслуживание, заправка, обслуживание пассажиров…

Кроме того, внуковский аэропорт имеет свою специфику, которую определяет базирование здесь правительственной службы авиаперевозок. По требованию Специального авиаотряда "Россия" аэродром может быть закрыт на час-полтора — причем без учета расписания и без предварительного предупреждения. После этого в очереди готовых к вылету и задержанных самолетов образуется "толкотня". Мало того, что полеты деловой авиации в глазах аэропортовых служб стоят ниже регулярных рейсов, так еще и среди задержавшихся с вылетом бизнесменов временами возникают конфликты, достойные разве что очереди за колбасой советского периода.

И, тем не менее, свободных мест в центре деловой авиации Внуково-3 нет. Здесь базируются самолеты самых богатых людей, для которых все перечисленные выше недостатки с лихвой компенсируются близостью аэропорта к городу и широкой дорогой без особых пробок.

Центры обслуживания бизнес-авиации существуют также в Шереметьево и Домодедово. Первый характеризуется достаточно высокими ставками и частенько "непроходимой" дорогой. Обслуживание деловой авиации в Домодедово профессионалы хвалят. С нового года здесь будут снижены ставки для воздушных судов особо легкого, легкого и среднего классов. Автодорога до Домодедово "отдельная", так что проблем на ней меньше, чем на хронически забитом Ленинградском шоссе.

Предположить, что этим трем пунктам базирования владельцы и операторы самолетов деловой авиации предпочтут Кубинку, находящуюся в 60-ти километрах от МКАД, достаточно сложно. Забитость Внуково-3 красноречиво свидетельствует, что люди, регулярно летающие в Нью-Йорк и Лондон, в другое место не пойдут. А если и пойдут, вряд ли это будет Кубинка.

Читайте также  Международный аэропорт Стригино принял первый регулярный рейс из Стамбула

Да, при "аккуратной" ценовой политике ЗАО "Аэропорт Кубинка" может привлечь деловую авиацию легкого класса. Бизнес-перевозки (в основном — по европейской части России) востребованы. Однако значительную их часть составляют полеты на ближние расстояния. И не факт, что поездка до Кубинки с последующим перелетом окажется более привлекательной, чем прямой рейс на автомобиле, скажем, до Ярославля (~250 км) или даже Нижнего Новгорода (400 км).

Если пофантазировать, то Кубинка в качестве центра деловой авиации могла бы существовать при одном условии — наличии по периметру МКАД вертолетных площадок. В этом случае бизнес-поездка состояла бы их трех этапов: автомобилем до ближайшей "площадки подскока" — вертолетом до аэропорта — самолетом до пункта назначения. Однако создание кольца маленьких вертодромов вокруг Москвы само по себе является достаточно серьезным проектом. И вряд ли структуры Сулеймана Керимова рискнут на подобное. Согласование полетов в ближней зоне столицы — процесс непредсказуемый.

Теоретически, ЗАО "Аэропорт Кубинка" может попытаться привлечь владельцев самолетов и вертолетов АОН (авиации общего назначения). Однако здесь ставки должны быть совсем низкими, ибо сейчас эти летательные аппараты базируются на небольших площадках, дающих минимум удобств, но требующих минимума денег.

Некоторые эксперты считают, что "авиационного" будущего проект компании "Нафта-Москва" не имеет, и все сведется к банальной застройке купленной территории коттеджами. Однако не следует забывать, что ВПП Кубинки продолжит оставаться в государственной собственности. Да, истребители Су-27 и МиГ-29 отсюда уйдут. Однако вряд ли состоится перебазирование или закрытие АРЗ 121. А это означает выполнение полетов, причем полетов по программе послеремонтных испытаний. Вряд ли это будет положительно воспринято потенциальными владельцами элитного загородного жилья.

Получается, что у компаний "Аэропорт Кубинка" и "Нафта-Москва" обратной дороги нет. Им придется либо отказаться от использования приобретенной у МО территории, либо создавать авиационный центр. Да, это будет непросто, но хочется пожелать проекту успеха. Понятия "Кубинка" и "авиация" прочно связаны еще с 30-х годов прошлого века, и не хотелось бы, чтобы эта связь ушла в прошлое.

Читайте также  «Посадка» крылатых инкассаторов

Захаров Алексей, руководитель проекта (Finam.Aero)

Источник: Финам.ru