Аэропортам пропишут конкуренцию

ФАС нашла способ усилить конкуренцию в российских аэропортах и снизить издержки авиакомпаний. Вслед за созданием альтернативных топливно-заправочных комплексов ведомство предлагает ввести ограничения по минимальному количеству компаний, обслуживающих самолеты и пассажиров на земле. Эксперты моментального снижения на билеты пока не ждут, но считают инициативу хорошей возможностью для развития нового сетевого бизнеса по обслуживанию в аэропортах.

ФАС направила на согласование в Минтранс, ФСТ и Минэкономики проект постановления правительства, касающегося определения порядка доступа к услугам объектов естественных монополий в аэропортах. Суть изменений в росте числа операторов, обслуживающих пассажиров и авиакомпании в аэропортах. Хэндлинговые компании обычно занимаются регистрацией пассажиров, оформлением багажа, сопровождением пассажиров до самолета, а также управлением работы тягачей, трапов и автобусов непосредственно на аэродроме. Ведомство предлагает законодательно установить минимальное количество таких компаний: в аэропортах, обслуживающих более 1 млн пассажиров в год, их должно быть не менее двух, в аэропортах с пассажиропотоком более 5 млн пассажиров — не менее трех. Во всех аэропортах должен быть обеспечен недискриминационный доступ к деятельности по наземному обслуживанию.

Целью этих изменений является дальнейшее развитие конкуренции в сфере услуг аэропортов, чтобы сократить тарифы, развивать деятельность low-cost-компаний и увеличивать объемы авиаперевозок. В ФАС приводят пример европейских стран, где "меры по либерализации сферы наземного обслуживания привели к снижению его стоимости на 10-20%".

Сейчас в российских аэропортах преимущественно работает по одной хэндлинговой компании. В крупнейшем в стране Домодедово это одна из компаний аэропортового комплекса. В Шереметьево две хэндлинговых компании — самого аэропорта и "Аэрофлот". Только во Внуково работает в общей сложности восемь хэндлинговых структур.

Эксперты и участники рынка неоднозначно оценивают предложение ФАС. Представитель одного из аэропортов сомневается в эффективности инициативы: "В прошлый раз для развития конкуренции решили, что в каждом аэропорту должен появиться альтернативный топливно-заправочный комплекс. Но теперь, когда они появились (альтернативные ТЗК действуют в 19 аэропортах.— "Ъ"), ФСТ продолжает пытаться устанавливать тарифы на их услуги. Спрашивается, зачем тогда была нужна конкуренция?"

Читайте также  Участие ООО «Аэрофьюэлз Нижний Новгород» в подготовке специалистов ГА отмечено благодарственным письмом Ульяновского института им. Б.П. Бугаева

Глава агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что само по себе увеличение числа хэндлинговых компаний не окажет сильного воздействия на стоимость билетов для пассажиров. "Но, что важнее, это позволит аэропортовым холдингам типа "Реновы" (управляет аэропортами Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Самары) или "Базэл-аэро" (управляет пятью аэропортами на юге России) задуматься о создании своих сетевых хэндлинговых компаний,— говорит эксперт.— Ключевым вопросом в связи с этими предложениями остается то, готовы ли будут аэропортовые холдинги экспортировать свои компетенции на "неродные аэропорты" и допустят ли к этому бизнесу иностранцев, где есть целый ряд сильных хэндлинговых сетевиков". Однако гендиректор екатеринбургского аэропорта Кольцово Евгений Чудновский говорит, что пока на рынке нет профессиональных игроков, а доступ на него сильно зарегулирован, инициатива скорее приведет к искусственному созданию компаний-сателлитов, а не реальной конкуренции и повышению качества обслуживания.

Источник: Коммерсантъ