20 лет спустя

Правительство Нижегородской области перепишет концепцию развития регионального аэропорта, чтобы привлечь потенциальных иностранных инвесторов. Документ, рассчитанный на ближайшие 20 лет, предполагается сделать более детальным по сравнению с разработанной четыре года назад концепцией, то есть подробно расписать направления и объекты инвестиций. Стоимость бизнес-плана в правительстве оценивают в 9 млн руб. Эксперты сомневаются, что концепция развития облегчит привлечение инвесторов к реконструкции низкоприбыльного аэропорта.

О намерении нижегородского правительства направить 9 млн руб. на разработку концепции развития аэропорта вчера сообщило НИА "Нижний Новгород". По замыслу чиновников, документ должен подробно описывать развитие аэропортовой компании в ближайшие 20 лет с технической и финансовой точек зрения. Цель создания концепции — презентация компании перед потенциальными инвесторами — участниками будущего международного конкурса по реконструкции аэропорта (дата конкурса пока не определена — "Ъ"). Сроки создания документа, а также его предполагаемого разработчика в пресс-службе регионального правительства вчера не назвали, сославшись на отсутствие на рабочем месте профильных специалистов.

ОАО "Международный аэропорт "Нижний Новгород" создано в 2003 году на базе основанного в 1992 году госпредприятия (аэродром Стригино действует с 1939 года). Является запасным аэропортом московского авиаузла. Взлетно-посадочная полоса, системы навигации и освещения находятся в федеральной собственности, 94,5% уставного капитала принадлежат правительству Нижегородской области. Выручка в 2008 году — 225,24 млн руб. (рост 33,9% по сравнению с 2007 годом), чистая прибыль — 3,93 млн руб. (сокращение 3,5 раза).

В аэропорту пояснили, что новый бизнес-план развития аэропорта будет создаваться с учетом существующих экономических условий: утвержденная в ноябре 2005 года правительством Нижегородской области концепция потеряла актуальность из-за кризиса. Документ подразумевал ремонт здания аэровокзала, а также строительство гостиницы, логистического и торгового центров. Предполагалось, что одним из участников проекта реконструкции аэропорта станет правительство Москвы: в 2007 году столичные власти сообщили о намерении выкупить около 90% дополнительных акций компании. Правительство Москвы собиралось вложить в проект более 13 млрд руб., что позволило бы увеличить ежегодную отправку пассажиров с 350 тыс. до 3 млн человек. Размещение 2,79 млн акций аэропорта стоимостью 945 руб. на общую сумму 2,64 млрд руб. должно было завершиться в октябре 2008 года, но московская мэрия вышла из проекта.

Читайте также  Малой авиации в России открыли небо.

После отказа московских властей от участия в реконструкции нижегородского аэропорта и еще ряда аэропортов России правительство Нижегородской области неоднократно заявляло о намерениях привлечь к проекту иностранных инвесторов. Новая концепция развития аэропорта "Нижний Новгород", по словам генерального директора компании "Новапорт" (участвует в развитии ряда региональных российских аэропортов) Алексея Васильченко, является первым шагом в организации конкурса среди инвесторов: "Если принято решение о конкурсном подходе к привлечению частных компаний к реконструкции аэропорта, то без концепции развития нельзя объявлять тендер. Только этот документ сможет помочь потенциальным инвесторам оценить жизнеспособность проекта по развитию аэропорта города-миллионника".

Вместе с тем глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов сомневается в том, что детальная концепция развития облегчит собственникам аэропорта привлечение дополнительных средств к его финансированию: "До кризиса нижегородская аэропортовая компания мало кого интересовала, а сейчас вряд ли у нее увеличилась инвестиционная привлекательность: аэропорт "Нижний Новгород" находится в тени московского авиаузла и страдает от серьезной конкуренции с железной дорогой".

Развитие низкоприбыльного нижегородского аэропорта, по мнению главы исследовательского агентства Infomost Бориса Рыбака, может принять форму политизированного государственно-частного партнерства: "Интерес к аэропорту могут проявить те инвесторы, которые имеют крупные промышленные активы в регионе и заинтересованы в получении преференций от властей по другим своим проектам. Речь идет о российских компаниях, поскольку иностранцы привыкли вкладывать средства в то, что приносит финансовые дивиденды, а не политические".

Источник: газета «Коммерсантъ — Нижний Новгород»